- наблюдаемости принцип
- НАБЛЮДАЕМОСТИ ПРИНЦИП — один из основных регуляторов научного познания. Данный принцип выражает требование, в соответствии с которым теоретическая модель, построенная исследователем, должна быть эмпирически обоснована. Это значит, что среди ее предпосылок можно найти такие, которые опираются на чувственно непосредственное восприятие некоторых свойств и сторон действительности. Кроме того, хотя бы некоторая часть логически выводимых из такой модели следствий также предполагает указание на конкретные объекты и явления, существующие в предметной реальности. Н. п. сыграл существенную роль в становлении классического естествознания, способствовав отделению экспериментального естествознания от умозрительно-спекулятивных подходов, сформировавшихся в рамках древней и средневековой познавательных традиций. Его введение было связано с тем, что люди стали постепенно осознавать несовпадение отдельных чувственных впечатлений, возникающих у человека при его повседневном взаимодействии со средой, и действительной сущности реальных явлений и событий, выявляемых исследователями в процессах специализированной познавательной деятельности. С этой точки зрения, научное описание мира не может строиться на основании разрозненных, изолированных друг от друга актов чувственного созерцания индивидом каких-то явлений. Факты науки, входящие в структуру человеческих знаний о мире, представляют собой результат специально организованных наблюдений, обработанных средствами теории. Поэтому требование отличать «видимое», «кажущееся» от «действительного» стало одним из регулятивных принципов, способствующих оформлению научного познания в качестве особого вида социокультурной деятельности. На необходимость подобного различения обращали внимание многие авторы. В частности, один из представителей английского эмпиризма — Дж. Локк — еще в 17 в., настаивая на фундаментальности чувственного познания для получения человеком истинных знаний о мире, подчеркивал различие так называемого «внешнего опыта» (связанного с актами восприятия индивидом действительности) и «внутреннего опыта» (наблюдения, направляемого человеком на самого себя). И действительное знание, как считал Локк, возникает на основе синтеза «первичных качеств» (результатов внешнего опыта) и «вторичных», отражающих особенности психического мира человека. Вместе с тем именно научное наблюдение, как специально организованная познавательная процедура, на протяжении долгого времени рассматривалось представителями классического естествознания в качестве источника всех знаний, производимых ими.Развитие познавательной деятельности постепенно изменило представления о характере Н. п. Включение в сферу исследовательской деятельности таких объектов физической реальности, которые принципиально не могут быть непосредственно восприняты, привело к широкому использованию всевозможных приборных средств, позволяющих наблюдать лишь следы проявления сторон и свойств физической реальности, не фиксируемых исследователями непосредственно. Поэтому в современной науке большая часть производимой учеными информации получена с помощью теоретических средств. Но Н. п. до сих пор остается одним из важных регуляторов исследовательской деятельности, хотя и в более узких пределах, чем раньше.С. С. Гусев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.